Продолжение темы:Ахтырские гусары в Белом движении

17.04.2011 22:27

 

 

Памяти ахтырцев.

 

Использованы материалы из журналов "Кадетская перекличка",
расположенных на сайте Леонида Лазутина.


 

Михаил Владимирович Потоцкий

Участник гражданской войны в составе 12-го гусарского Ахтырского ген.Дениса Давыдова и Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны полка, подпоручик Р.О.А. и кадет Петровского-Полтавского и Крымского Кадетских Корпусов.
Вот что пишет о нем его старший однополчанин ротмистр Л.В.Ольховский: "После тяжелых боев на Кубани стояли мы на формировании в Ростове на Дону в таганрогских казармах, когда в июле 1919 г. в штаб полка явилась группа кадет Полтавского корпуса, изъявившая желание вступить в ряды полка для борьбы с большевиками. Адъютант, взглянув на пришедших, заметил:
- Все вы по виду подходите, но вот этот мальчуган должен вернуться к своей семье, и обратившись к Мише, спросил:
- Сколько тебе лет?
- 14, господин Ротмистр.
- В каком ты классе?
- В четвертом, господин Ротмистр.
Ясно было, что Мише не было 14 лет и он не был в четвертом классе, но отговорить его было невозможно.
Все кадеты, кроме Миши, были назначены во 2 эскадрон, а его прикомандировали к полковому околодку, как сказал адъютант "охранять сестер". Пришлось Мише смириться, не попав сразу в строй. Сестры были очень довольны, что им прислали молодого гусара для охраны и все полюбили Мишу.
Помню бой на походе, где мы столкнулись с конной дивизией Дыбенко (матрос), которая хотела нас окружить и взять в плен. К счастью мы прорвались, и на биваке сестра Тамара, находившаяся в этот день при полку, с гордостью о своем телохранителе, рассказала нам, что желая ее успокоить Миша сказал:
- Не беспокойтесь сестрица, если будет такое положение, что попадем к ним в плен, я убью Вас и сам застрелюсь, но красным мы не достанемся.
С боями полк прошел до города Орла и обратно до Новороссийска и был эвакуирован в Крым для продолжения борьбы. Во время похода Миша был откомандирован в эскадрон и ревностно нес службу строевого гусара. В Крыму, согласно распоряжению ген. Врангеля, Миша, совместно с другими кадетами, был направлен в Крымский Кадетский корпус, с которым и эвакуировался в Югославию. Во время Второй мировой войны Миша опять в строю и заканчивает ее подпоручиком в составе войск Русской Освободительной Армии. По окончании войны Михаил Владимирович женился и иммигрировал в США, где выйдя на пенсию купил дом в штате Нью-Джерси с шестью акрами земли. Там на его руках скончалась его верная спутница последнего периода жизни Евгения Александровна, ур. Крылова. Дом Потоцких был маленьким музеем. Стены были украшены старинным оружием, гравюрами и фотографиями военных форм и сцен из военной жизни. Столики были заставлены брозновой скульптурой, а в шкафах хранилась коллекция орденов. Последние месяцы Михаил Владимирович тяжело болел и 7-го февраля 1982 года скончался окруженный заботой своих друзей кадет. Имение свое он завещал кадетскому объединению. В этом имении, названным покойным "Ахтыркой", кадеты часто встречались на пикниках в дни своих праздников.

Вечная память и вечный покой Белому Воину,
верному кадету, рабу Божию Михаилу.


№ 31, 1982г.

 

 

Мартос Георгий Георгиевич

 

28 декабря 1998 г. в Montmorency тихо скончался на 100-м году жизни Георгиевский кавалер 12-го гусарского имени Дениса Давыдова, ныне великой княгини Ольги Александровны, Ахтырского полка, корнет Георгий Георгиевич Мартос.
Покойный родился в военной семье в крепости Ново-Георгиевск и десяти лет был определен в Петровско-Полтавский кадетский корпус. В 1918 г. в составе десятка кадет он был зачислен в формировавшийся из добровольцев 12- й гусарский Ахтырский полк, с которым проделал всю гражданскую войну на юге России, будучи три раза ранен и заслуживши Георгиевский крест.
На Галлиполи из кадет, служивших в кавалерийских полках, было вновь сформировано Николаевское кавалерийское училище, эвакуированное позже в Белую Церковь в Югославии, и по производстве в корнеты бывшие кадеты были зачислены в кадры своих полков.
После работы по постройке дороги Кральево-Рашка, большинство ахтырцев прибыли во Францию, где работали художниками, шоферами такси или малярами. Георгий Георгиевич Мартос избрал профессию маляра и успешно работал самостоятельно сначала на юге Франции, затем в Париже.
В 1996 г. он поступил в старческий дом в Montmorency, где и скончался. Георгий Георгиевич отличался бодростью, веселостью и неизменно участвовал во всех кадетских и полковых встречах. Он был женат на дочери последнего командира лейб-гвардии Павловского полка Елене Эдуардовне Гамбс, скончавшейся намного раньше него.
Мир праху его и Царствие ему Небесное.

 

Старый друг и однополчанин, 6-го выпуска РКК в Сараево Владимир ЯГЕЛЛО

 

№ 64-67, 1998-99.

 

 

Памяти князя Н.В.Кудашева (1903-1978)

«Пусть из этих обрывков моих песен узнают и поймут, как мы любили Родину и жили только думами о ней», писал Николай Всеволодович в предисловии к сборнику своих стихов, изданному им незадолго до смерти. Поэт и воин, принадлежавший к тому блестящему поколению русской молодежи, которое Первая Великая война и окаянные годы русской смуты застали еще сидящим за партой.

Н. В. Кудашев родился в Кременчуге в 1903 г. В 1919 г. из шестого класса реального училища вступает вольноопределяющимся в Белую Армию и с батареей, входившей в состав 3-его конного корпуса ген. Шкуро уходит в поход. После контузии переводится на бронепоезд «Дозорный», а затем с командой разведчиков 135-го пехотного полка принимает участие в десантной операции, которая закончилась гибелью полка описанной им в стихотворении «135-ый пехотный»
Раненый и чудом спасшийся Коля Кудашев, приказом Главнокомандующего, направлен в Феодосийский Интернат при Константиновском Военном Училище, впоследствии вместе со сводным Полтавско-Владикавказским Корпусом, преобразованный в Крымский Кадетский Корпус.
Окончив корпус в Югославии со вторым выпуском, кн. Кудашев выходит в Николаевское Кавалерийское Училище и после производства в корнеты выходит в 12-ый Гусарский Ахтырский полк и несет службу в пограничных войсках. В 1941-ом году он один из первых в рядах Русского Корпуса, а впоследствии, в составе Р.О.А., по окончании войны, переносит ужас предательства в Платлинге. По выходе из плена, за противодействие насильственной репатриации русских людей был арестован оккупационными властями.
По приезде в Америку, невзирая на тяжелые условия жизни, Н. В. в течение нескольких лет существенно помогал многим русским выехать из Германии и обосноваться в Америке.
Покойный был одно время председателем Кадетского Объединения в Нью-Йорке и до последнего дня состоял старшиной объединения.
Вся жизнь Николая Всеволодовича это живой пример любви к Родине. Любви жертвенной и бескомпромиссной. Горячий, унаследованный от татарских предков, характер заставлял его всегда быть в первом ряду, как на бранном поле в борьбе за Россию, так и в поисках правды в периоды затишья.
О себе самом написаны им эти строки:
"Нет места нам за чуждым очагом
Нас ждет свой дом, свои волнующие цели
Мы много вынесли, но русскими умрем
Как прожили от самой колыбели."

Клавдии Гавриловне и сыну Алеше с семьей выражаем наше глубокое соболезнование.
Н. Козякин.
№ 20-25 1978-80

*Фотография Николая Кудашева находится в личном архиве Воронова А.В.

 

 

Гулевич Всеволод Константинович 23.12.1903-11.03.1964

Посмотреть рисунки и ознакомиться с полным текстом статьи о В.К.Гулевиче можно здесь.

Родился в Варшаве, где проходил службу его отец Гулевич Константин Николаевич – офицер 63-го пехотнго Углицкого полка. Во время гражданской войны в России – находился в Вооруженных силах Юга России. В ноябре 1920 в составе кадетского корпуса эвакуировался из Ялты (по др. информации 25.01.1920 из Одессы) в Королевство СХС (Сербско-Хорватско-Словенское). В 1922 окончил Крымский кадетский корпус в Стрниште, близ г. Птуй (Словения). Поступил в русское Николаевское кавалерийское училище в г. Бела-Црква, но не закончил его. Корнет 12 гусарского полка.

С середины 1930-х жил в Белграде. По заказу белградского Военного музея исполнил 60 акварелей, иллюстрирующих историю сербской военной формы и вооружения со времен прихода сербов на Балканы, картины маслом "Битва на Косово" и "Портрет Милоша Обилича" (не сохранились).

В музее хранятся его живописные портреты: "Милош Обренович" (1939), "Король Александр I в чине подполковника в 1912 г.", "Король Петр I в 1912 г." (1940) и "Вождь Карагеоргий" (1940). Оформил и расписал акварелью "Книгу дарителей" Военного музея. Написал для Галереи портретов Министерства армии и флота портрет генерала Милана Недича (не сохранился).

Во время немецкой оккупации Белграда иллюстрировал книги и рисовал комиксы. Публиковал в журнале "Мали забавник" комиксы реалистического жанра: "Меч судьбы" (1943-44), "Нибелунги" (1943-44), "Холмы в пламени" (1944) и "Суровый Джек" (1944; единственный, который успел завершить). Перед освобождением Белграда (октябрь 1944) покинул Югославию.

Умер 9 (11) марта 1964 в Нью-Йорке. Его родные братья: Николай (подполковник Дроздовской артиллерийской бригады, служил в Русском Корпусе, 1897-1962.02.22 в Нью-Йорке или Патерсоне, США), Сергей (1893.02.23 - 1975.08.10 в Патерсоне, полковник Дроздовской артиллерийской бригады, служил в Русском Корпусе) и Александр (17.11.1901 Талин (Манжурия)- 20.11.1968 Патерсон (США), корнет, служил в Русском корпусе). Жена: Наталья Георгиевна (ур. Елчанинова) (1912-1996); сын Владимир. Внучка Всеволода живет в США.

 

История участия Ахтырских гусар в Белой борьбе после 1918 г.

 

Накануне большевицкого переворота Ахтырский гусарский полк был переведен в район города Одессы.

Еще раньше в полку офицеры и преданные им гусары обнаруживали засланных красных агентов, внедренцев и агитаторов. После приказа №1 Временного правительства (упраздняющего все знаки отличия) безчинства докатились до арестов убийств офицеров-Ахтырцев, судов и расправ над ними и верными им нижними чинами.

С началом повальных арестов неугодных большевикам офицеров, расправ над верными слугами Престола, положение офицерства превратилась в издевательство и муку.

 

В результате всего этого хаоса началось разложение ранее боеспособных кавалерийских частей. В это время на юге России зарождалась Белая армия, в которой собирались патриоты страны и убежденные борцы с большевизмом-коммунизмом.

Летом 1928 в Новочеркасск стали прибывать офицеры бывшей 12 кавалерийской дивизии (28 человек), сразу приступившие к формированию сводного кавалерийского полка.

Возрожденная Императорская Армия формировалась в основном за счет кавалерийских частей, давших большинство полков добровольцев. В виде дивизионов это были: возрожденные все 18 гусарских полков (и среди них Ахтырский), все ранее до 1917 г существовавшие 17 уланских и 16 из бывших до 1918 г. драгунских. Ахтырским полком в составе 1-й кавалерийской дивизии командовал Чекотовский И. И., а после него полковник-Ахтырец Псиол Г. Н., погибший в бою в 1922 г. Под его командованием верные присяге ахтырцы с исконным своим мужеством, показывая часто героизм, сражались с коммунистами-безбожниками на степных просторах Дона и Кубани. После катастрофы в Новороссийске армия сосредоточилась в Крыму. Приказом главнокомандующего № 2899 от 4 апреля 1920 г. командование над ВЮР принял генерал-лейтенант барон П. Н. Врангель-рыцарь Белого дела, покрывший себя и своих единомышленников неувядаемой славой за свое хладнокровие и безстрашие в вооруженной и идейной борьбе с красной армией и советами.

 

 

 

С Белым движением  связано  имя блестящего военного, потомка  М. Ю. Лермонтова, гусара Ахтырского полка, офицера Александра Михайловича Лермонтова.

Вместе с частью полка Александр Лермонтов безстрашно и доблестно воевал за Отечество в рядах белых воинов.

Родился Александр Лермонтов в 1882 и после окончания кадетского корпуса вышел вольноопределяющимся в Ахтырский полк. Затем окончил Тверское кавалерийское училище и в апреле 1905 г. получил чин корнета. Множество раз побеждал на воинских соревнованиях по скачкам, брал призы.

С началом Первой мировой войны – воюет с полком. Командовал 3 эскадроном ахтырцев:

«Все ахтырцы и все хваты,

Удалые все ребята,

С ними командир».


После 1917 г. стал непримиримым белым воином с оккупантами-безбожниками. Отступал вместе с белыми войсками под командованием генерала П. Врангеля, с морским транспортом ушел в эмиграцию.

Скончался в Югославии в 1944 г.

Его сын переехал в США, где принимал большое участие в жизни церковно-приходских советов приходов Русской Православной Церкви Зарубежом, являлся ктитором и жертвователем на нужды Святой Церкви. Создал общество «Родина» для перенимания и сохранения Русской молодежью своих корней.

За святое Белое дело спасения России погибли гусары Ахтырцы:

полковник Псиол Г. Г. погиб на поле боя доблестной смертью в 1922 г.;
В Белом движения за освобождение Отечества от безбожников пал от рук врагов:

 подполковник Борис Ерофеев;
 

В Белом движении участвовали с первых дней штабс-ротмистры:  Скачков В. К.,  Смирнов;
корнеты: Трофимов, Станиславский, Георгий Мартос, Владимир Павлович Ягелло; князь Николай Кудашев (герой битвы с красными под Каховкой).

После эвакуации из Крыма, русская белая армия находилась 2 года в Галлиполи (близ Константинополя) и ахтырцы входили в состав кавалерийской дивизии, в которую были сведены остатки всех конных полков. Начиная с августа 1921 г. эта кавалерийская дивизия находилась в Югославии и была принята верховным главнокомандующим в полном составе в количестве 3 тысяч 382 человек и назначена на пограничную службу. На ней и находились ахтырцы в эмиграции до 1930-х гг. После преобразования в армии в Российский Общевоинский Союз (РОВС) ахтырские гусары входили в состав второго кавалерийского полка, в основном набранного из гусар, проживавших в Белграде и Париже.

Вспоминает почетный корнет Ахтырского гусарского полка: Ягелло Владимир Павлович:

«Когда мне исполнилось 13 лет, в ноябре 1920 г. я вместе со своей семьей эвакуировался из Крыма. Отец мой, полковник артиллерии, и два брата уже воевали в рядах Белой армии, а я то время состоял кадетом Кадетского Великого Князя Константина Константиновича корпуса (в Югословии), который я окончил в 1926 г.

Приказом Главнокомандующего русской армии генерала Врангеля, корнет Ягелло был выпущен в кадр Ахтырского полка. Полк пополнялся и за счет выпускников Николаевского кавалерийского училища, которое базировалось в Югославии вблизи г. Белая Церковь. В 1923 г. были произведены в корнеты и вышли в полк 10 человек; все корнеты были добровольцами Белого движения, воевали в рядах полка еще кадетами и были Георгиевскими кавалерами. Среди них определялись в полк князь Николай Кудашов и корнет Георгий Мартос.

Во время второй мировой войны многие ахтырцы из этого полка воевали в рядах РОА. Многие сложили головы за освобождение России. Это герои-воины! Вечная им память!»

 

ermakwarmemoria

 

 


Далее читайте: героическая смерть на поле брани в Приднепровских плавнях полковника Бориса Ерофеева от вражеской гранаты. Воспоминания Анатолия Георгиевича Гольма.

Продолжение следует.